Диалектика и метафизика
Задание
Задание
Диалектика очень
различна по-своему смыслу. Общим для
нее остается лишь то, что противоположности
имеют в ней существенное значение.
Диалектикой называется логический
процесс, который идет через антитезис
к разрешению в синтезе. Диалектикой
называется то, что реально происходит
под действием противоположностей,
которые сталкиваются, объединяются и
создают нечто новое. Но диалектикой
называется и дове-
дение противоположностей
до антиномий, не ведающих разрешения,
па- дение в неразрешимость, в противоречивое;
называется и приведение к границам, где
бытие являет себя абсолютно разорванным,
где мое собственное бытие становится
верой, а вера — постижением в кажущемся
абсурдом. (Ясперс, К. Философская вера).
Выделите в тексте четыре
определения диалектики. Что связывает
их между собой?
Задание
…надобно вспомнить,
какими странными и узкими условиями
ограничивали истину мыслители других
тогдашних школ: они принимались
философствовать не иначе, как затем,
чтобы «оправдать дорогие для них
убеждения», т.е. искали не истины, а
поддержки своим предубеждениям; каждый
брал из истины только то, что ему
нравилось, а всякую неприят-
ную для него истину
отвергал, без церемонии признаваясь,
что приятное заблуждение кажется ему
гораздо лучше беспристрастной правды.
Эту манеру заботиться не об истине, а о
подтверждении приятных предубеждений
немецкие философы (особенно Гегель)
прозвали «субъективным мышлением»,
философствованием для личного
удовольствия, а не ради
живой потребности
истины. Гегель жестоко изобличал эту
пустую и вредную забаву. Как необходимое
предохранительное средство против
поползновений уклониться от истины в
угождение личным желаниям и предрассудкам,
был выставлен Гегелем знаменитый
«диалектический метод мышления».
Сущность его состоит в том, что мыслитель
не должен
успокаиваться ни на
каком положительном выводе, а должен
искать, нет ли в предмете, о котором он
мыслит, качеств и сил, противоположных
тому, что представляется этим предметом
на первый взгляд; таким образом, мыслитель
был принужден обозревать предмет со
всех сторон, и истина являлась ему не
иначе, как следствием борьбы всевозможных
проти-
воположных мнений. Этим
способом, вместо прежних односторонних
понятий о предмете, мало-помалу являлось
полное, всестороннее исследование и
составлялось живое понятие о всех
действительных качествах предмета.
Объяснить действительность стало
существенною обязанностью философского
мышления. Отсюда явилось чрезвычайное
внимание к
действительности, над
которою прежде не задумывались, без
всякой церемонии искажая ее в угодность
собственным односторонним предубеждениям.
Таким образом, добросовестное, неутомимое
изыскание истины стало на месте прежних
произвольных толкований. (Чернышевский,
Н.Г.
Очерки гоголевского
периода русской литературы).
1.Какие характеристики
приписываются метафизике и диалектике
как
способам философского
познания?
2. В чём недостатки
метафизики и преимущества диалектики
с точки зрения автора текста?
Задание
В Нехлюдове, как и во
всех людях, было два человека. Один –
духовный, ищущий блага себе только
такого, которое было бы благо и других
людей, и другой – животный человек,
ищущий блага только себе и для этого
блага готовый пожертвовать благом всего
мира. В этот период его сумасшествия
эгоизма, вызванного в нем петербургской
и военной жизнью, этот животный человек
властвовал в нем и совершенно задавил
духовного человека. <…> И в Нехлюдове
не переставая в продолжение этих двух
дней до пасхи шла внутренняя, не
сознаваемая им борьба.
(Толстой, Л.Н. Воскресенье).
С помощью какого способа
философского познания дана характеристика
персонажа романа? Приведите примеры
метафизических и диалектических
характеров из литературы и кино.
Задание
Два волка
Когда-то давно старик
открыл своему внуку одну жизненную
истину: -В каждом человеке идет борьба,
очень похожая на борьбу двух волков.Один
волк представляет зло: зависть, ревность,
сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой
волк представляет добро: мир, любовь,
надежду, истину, доброту и верность.Внук
задумался и спросил:А какой волк в конце
побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
Тот, которого ты кормишь.
Какой способ философского
познания представлен в притче?
Задание
Объясните с позиций
диалектического и метафизического
методов
познания причины наличия
в обществе таких девиантных явлений,
как
преступность, наркомания
и т.п. Предложите метафизические и
диалектические способы искоренения
данных социальных явлений.
Задание
Распределите понятия
по двум группам - «метафизика» и
«диалектика»: развитие, стабильность,
прогресс, воспроизводство, движение,
сохранение, регресс, цикличность, покой,
неизменность, противоречие.
Задание
Предложите метафизические
и диалектические модели общества
(сошлитесь на исторические примеры).
Задание
В чём преимущества и
недостатки метафизического и
диалектического методов по сравнению
друг с другом?
Задание
Прочтите тексты,
определите, какие законы диалектики в
них выражаются (ответ аргументируйте):
Более точный смысл и
выражение, которые бытие и ничто получают,
поскольку они стали теперь моментами,
должны выявиться теперь при рассмотрении
наличного бытия, как единства, в котором
они сохранены. Бытие есть бытие и ничто
есть ничто лишь в их отличии друг от
друга; но в их истине, в их единстве, они
исчезли как эти определения и суть
теперь
иное. Бытие и ничто суть
теперь одно и то же; именно потому, что
они одно и то же, они уже не бытие и ничто
и имеют различное определение: в
становлении они были возникновением и
прехождением; в наличном бытии как
по-иному определённом единстве они
опять-таки по-иному определённые моменты.
Это единство остаётся их основой, которую
они уже больше не покинут, чтобы не
возвращаться к абстрактному значению
бытия и ничто. (Гегель, Г.В.Ф. Наука
логики).
Задание
Aufheben имеет в немецком
языке двоякий смысл: оно означает
сохранить, удержать и в то же время
прекратить, положить конец. Само
сохранение уже заключает в себе
отрицательное в том смысле, что для
того, чтобы удержать нечто, его лишают
непосредственности и тем самым наличного
бытия, открытого для внешних воздействий.
Таким образом, снятое есть в то же время
и сохранённое, которое лишь потеряло
свою непосредственность, но от этого
не уничтожено. <…> Нечто снято лишь
постольку, поскольку оно вступило в
единство со своей противоположностью;
для него, взятого в этом более точном
определении …, подходит на-
звание момента. (Гегель,
Г.В.Ф. Наука логики).
Задание
Но по своей сущности
граница есть также и небытие иного;
таким образом, нечто в то же время есть
благодаря своей границе. Будучи
ограничивающим, нечто, правда, низводится
до того, что само оно оказывается
ограничиваемым, однако его граница как
прекращение иного в нём в то же время
сама есть лишь бытие этого нечто:
благодаря ей нечто есть то, что оно есть,
имеет в ней своё качество. - Это отношение
есть внешнее проявление того, что граница
есть первое отрицание, иное же есть в
то же время отрицание отрицания,
внутри-себя-бытие [данного] нечто.Нечто
как непосредственное наличное бытие
есть, следовательно, граница в отношении
другого нечто, но оно имеет её в самом
себе и есть нечто через её опосредование,
которое в той же мере есть его небытие.
(Гегель, Г.В.Ф. Наука логики).
Задание
Диалектически снятая
сущность отменена в том, что в ней было
слу-
чайного, лишенного
смысла, «ума-лишенного», она упраздняется
как «не-
посредственная»
природная данность, но в ней сохранено
все существен-
ное, значимое и
значительное, — она опосредована
отрицанием, облаго-
рожена или возвышена
до некоторого более «содержательного»
и вразу-
мительного состояния,
нежели просто налично-данная позитивная
и ста-
тичная непосредственная
реальность, которая не была результатом
твор-
ческого, т. е. отрицающего
данность, действия. (Кожев, А. Введение
в
чтение Гегеля).
Задание
Определите, какому
закону диалектики соответствует
высказывание. Ответ аргументируйте.
1. Ложка дёгтя портит
бочку мёда.
2. Искусство вечно, жизнь
коротка.
3. Если бы молодость
знала, если бы старость могла…
4. Всего хорошего –
понемножку.
5. Если пшеничное зерно
упадёт в землю и не умрёт, то останется
одно, а
если умрёт, то принесёт
много плоду (Иоанн 12:24).
6. Думой века измерил,
а жизнь прожить не сумел (Белый, А.)
7. Вода по капле камень
точит.
8. Плохо благодарит тот
учителя, кто навсегда остаётся только
учеником
(Ницше, Ф.).
9. Лишняя соломинка
ломает верблюда.
10. От добра добра не
ищут.
Задание
Определите, какая
категория диалектики имплицитно
присутствует в высказывании. Ответ
аргументируйте.
1. Глаза - зеркало души.
2. С волками жить,
по-волчьи выть.
3. Встречают по одёжке,
а провожают по уму.
4. Что посеешь, то и
пожнёшь.
5. Дети – наше будущее.
6. Непотушенная сигарета
может стать причиной пожара.
7. В чужой монастырь со
своим уставом не ходят.
8. Каждый солдат носит
в своём ранце маршальский жезл.
9. В Риме поступай как
римлянин.
10. Шило в мешке не утаишь.
11. У каждого действия
есть противодействие.
12. Под каждым могильным
камнем покоится вселенная (Гейне, Г.)
13. Один в поле не воин.
Задание
Может ли басня И.А.
Крылова служить иллюстрацией закона
един-
ства и борьбы
противоположностей?
Лебедь, Щука и Рак
Когда в товарищах
согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не
дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да
Щука
Везти с поклажей воз
взялись
И вместе трое все в него
впряглись;
Из кожи лезут вон, а
возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них
казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в
облака,
Рак пятится назад, а
Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто
прав — судить не нам;
Да только воз и ныне
там.
(Крылов, И.А.).
Задание
Если с головы падает
один волос, можно ли человека назвать
полысевшим? А если выпадают два, три,
четыре волоса? После выпадения какого
количества волос человек становится
полысевшим? Аналогично: сколько семян,
брошенных вместе, могут образовать кучу
- два, три, десять? Сколько собравшихся
вместе людей могут составить толпу?
Какой категории диалектики не хватает
для точного ответа на данные вопросы?
Какой закон диалектики отражён в этих
вопросах?
Задание
Как, опираясь на законы
диалектики, В.И. Ленин обосновывал
неизбежность революции в России?
Задание
Как может знание законов
и категорий диалектики принести пользу
в управлении государством, в руководстве
военными действиями, в организации
бизнеса?
Задание
Индийская притча
Учитель спрашивает
ученика: Умеешь ли ты лгать? - Нет...
Так пойди и научись!
Умеешь ли ты воровать? - Нет...
Так пойди и научись!
Умеешь ли ты убивать? - Нет...
Так пойди и научись! А
потом не делай всего этого; но не из
трусости, не
по слабости, а от полноты
силы.
Прокомментируйте с
точки зрения законов диалектики.
Задание
Какой закон диалектики
можно обнаружить в «Сказке о рыбаке и
рыбке» А.С. Пушкина?
Задание
Какой закон диалектики
проявляется в отношении философии
К. Маркса к учению Г.В.Ф.
Гегеля?
Задание
В чём отличие законов
диалектики от законов физики или биоло-
гии, от юридических
законов?