И. Кант [человек как «цель сама по себе»]
Человек и вообще всякое
разумное существо существует как
цель сама по себе, а не только как
средство для любого применения со стороны той или другой воли; во всех
своих поступках, направленных как на самого себя, так и на другие разумные
существа, он всегда должен рассматриваться также как цель. […]
Если должен существовать
высший практический принцип и по отношению к человеческой воле – категорический
императив, то этот принцип должен быть таким, который исходя из представления о
том, что для каждого необходимо есть цель, так как оно есть цель сама по себе, составляет объективный принцип воли, стало быть
может служить всеобщим практическим законом. Основание этого принципа таково: разумное естество существует как цель сама по себе. […]
Практическим императивом,
таким образом, будет следующий: поступай
так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого
другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к
средству.
Этот принцип человечества
и каждого разумного естества вообще как
цели самой по себе (которое составляет высшее ограничивающее условие
свободы поступков каждого человека) взят не из опыта […]
Моральный закон свят (ненарушим). Человек, правда, не
так уж свят, но человечество в
его лице должно быть для него святым. Во всем сотворенном все что угодно и для
чего угодно может быть употреблено всего
лишь как средство; только человек, а с ним каждое разумное существо есть
цель сама по себе. Именно он
субъект морального закона, который свят в силу автономии своей свободы. Именно
поэтому каждая воля, даже собственная воля каждого лица, направленная на него
самого, ограничена условием согласия ее с автономией разумного существа, а именно не подчиняться никакой
цели, которая была бы невозможна по закону, какой мог бы возникнуть из воли
самого подвергающегося действию субъекта; следовательно, обращаться с этим
субъектом следует не только как с средством, но и как с целью. Это условие мы справедливо
приписываем даже божественной воле по отношению к разумным существам в мире как его творениям, так как оно
основывается на личности их,
единственно из-за которой они и суть цели сами по себе.
Эта внушающая уважение
идея личности, показывающая нам возвышенный характер нашей природы (по ее
назначению), позволяет нам вместе с тем замечать отсутствие соразмерности
нашего поведения с этой идеей и тем самым сокрушает самомнение; она естественна
и легко понятна даже самому обыденному человеческому разуму. Не замечал ли
иногда каждый даже умеренно честный человек, что он отказывался от вообще-то
невинной лжи, благодаря которой он мог бы или сам выпутаться из трудного
положения, или же принести пользу любимому и весьма достойному другу, только
для того, чтобы не стать презренным в своих собственных глазах? Не поддерживает
ли честного человека в огромном несчастье, которого он мог бы избежать, если бы
только мог пренебречь своим долгом, сознание того, что в своем лице он сохранил
достоинство человечества и оказал ему честь и что у него нет основания
стыдиться себя и бояться внутреннего взора самоиспытания? Это утешение не
счастье и даже не малейшая доля его. Действительно, никто не станет желать,
чтобы представился случай для этого или чтобы жить при таких обстоятельствах.
Но человек живет и не хочет стать в собственных глазах недостойным жизни.
Следовательно, это внутреннее успокоение лишь негативно в отношении всего, что
жизнь может сделать приятным; но именно оно удерживает человека от опасности
потерять свое собственное достоинство, после того как он совсем отказался от
достоинства своего положения. Оно результат уважения не к жизни, а к чему-то
совершенно другому, в сравнении и сопоставлении с чем жизнь со всеми ее
удовольствиями не имеет никакого значения. Человек живет лишь из чувства долга,
а не потому, что находит какое-то удовольствие в жизни.
Задание:
1. При каких условиях человек
существует как цель сама по себе? К каким выводам на основании этого положения
мы можем прийти?
2. Что такое практический
императив? Почему он не может быть взят из опыта?
3. В чем смысл понятия
«личность»? В чем состоит свобода личности?
4. Что значит быть субъектом
морального закона?
5. Что значит жить из чувства
долга? В чем отличие долга от удовольствия?
6. В чем значение понятия
«достоинство личности»? Что может угрожать человеческому достоинству? Как этого
избежать?