Задания  для  рубежного  контроля




Основы философии
Специальности 11.02.11 Сети связи и системы коммутации, 11.02.12 Почтовая связь, 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, 11.02.09 Многоканальные телекоммуникационные системы
Курс
2,3
Группы
ПС1-14, Со1-14, Со3-14, ТС1-13, С1-13
Оценка сложности

Преподаватель
Филиппов Е.И.


Вопросы для устного опроса к теме 1.1.

Уровень 1.
1. Как возникли термины «этика» и «мораль»?
2. Какое обобщающее определение можно дать морали?
3. Каково место идеала в системе морали?
4. Как исторически менялось представление о добре и зле?
5. Что значит понятие «моральные ценности»?
6. В чем заключается особенность религиозной этики?
7. Назовите все основные заповеди, изложенные в Библии?
8. Каковы основные значения слова «свобода»?
9. Почему это слово может истолковываться и как своевольный бунт, и как возможность творчества?
10. Как понятие свободы соотносится с понятием ответственности (приведите пример из повседневной жизни)?
11. Как природа влияет на общество?
12. Какова социальная структура общества?
13. Назовите основные типы общества?
14. К какому типу общества вы можете отнести современную Россию?
Уровень 2.
1. Что такое социальные нормы?
2. Как они образуются?
3. Как они взаимосвязаны с другими социальными нормами (приведите пример из повседневной жизни, политики, культуры)?
4. В чем вы видите общность между стыдом и совестью?
5. Почему свобода, не смотря на свою привлекательность, оказывается тем испытанием, которого человек спешит избежать?
6. Какую роль в становлении моральных качеств личности играет воспитание?
7. Что означает цикличность в развитии общества?
8. А что означает в его развитии ненаправленная динамика (приведите пример)?
9. Назовите глобальные проблемы общества?
10. Как они проявляются в нашем обществе?


Уровень 3.
1. Каковы критерии структурирования общества как системы?
2. Какова цивилизационная концепция исторического развития?
3. Что является объективным критерием исторического развития?
4. Каково отличие истории общества от истории природы?
5. Можно ли совместить современную экономику с заботой об экологии?
6. Что нужно, на ваш взгляд, для этого сделать?


Вопросы для устного опроса к теме 1.2.

1 уровень.
1. В чем отличие философии от мифологии?
2. Назовите известные вам древнегреческие школы и направления?
3. В чем состояла особенность философии Древней Индии?
4. Что означают важнейшие понятия ее философии «реинкарнация» и «карма»?
5. Как они связаны с другим важнейшим понятием - «колесом сансары»?
6. В чем на ваш взгляд состоит специфика философии Древнего Китая?
7. Какое на ваш взгляд значение китайцы придавали ритуалу? Почему?
8. Назовите главных представителей древнекитайской философии.
9. Проведите периодизацию древнегреческой философии.
10. Какие проблемы ставила и пыталась решать эта философия на начальном этапе своего развития?
11. Как они представляли себе мир?
12. Какие вопросы ставила и пыталась решать философия «сократического» периода?
13. Почему с именем Сократа связывают коренной поворот в древнегреческой философии?
13. Какие вопросы он поставил перед человеком?
14. В чем суть теории идей Платона?
15. Как философ представлял себе идеальное государственное устройство общества?
16. Изложите сущность учения Аристотеля о материи и форме?
17. Кто такие «киники»? Каковы их взгляды?
18. Изложите суть учения «стоиков»? Какие вопросы они решали?
19. Сформулируйте основные проблемы Средневековой философии?
20. Как прослеживаются идеи Платона и Аристотеля в этой философии?
21. Каково обоснование бытия Бога у А. Августина?
22. А как доказывает существование Бога Ф. Аквинский?
2 уровень.
1. Что нового в математику внесли древние греки (сравните с математикой древнего Египта)?
2. Каковы значения философских идей Фалеса для развития науки?
3. Что вы можете сказать о диалектике Гераклита?
4. Что такое бытие в философии Парменида?
5. Выразите суть апорий Зенона?
6. Что на ваш взгляд, позволяет понять в устройстве мира принцип атомизма?
7. В чем заключается метод Сократа?
8. Обясните, как понимал «мир идей» Платон? Какой пример он приводит в своем диалоге «Горгий»?
9. Что определяет сущность вещи с точки зрения Аристотеля?
10.В чем проявился объективный идеализм в учении Августина Блаженного?
11 В чем отличие в понимании человека в философии Античности и Средневековья?
12.Прблема соотношения веры и разума в Средневековой философии?
3 Уровень.
1. Кто такие софисты? Какую роль они сыграли в философии?
2. Приведите примеры «софизмов»? Для чего они были необходимы?
3. Поясните идеи Сократа о соотношении частного и общего?
4. Какую роль они сыграли в философии Платона, Аристотеля, в философии Средневековья?
5. Каково значение философских работ Аристотеля для последующего становления науки и философии?
6. Каково решение важнейшей проблемы бытия в философии древней Греции (Пифагор, Парменид, Демокрит, Платон, Аристотель)?
7. Почему философию Средних веков называли «служанкой богословия»?
8. Каковы основные проблемы и своеобразие этой философии?
9. Дух, душа и тело в понимании философии Средних веков?
10. Каковы особенности понимания природы и человека как творения божьего?
11. Грехопадение человека и смысл христианского учения о грехе?
12. Раскройте смысл учения средневековой философии о судьбе и свободной воле человека?
13. Охарактеризуйте основные этапы этой философии: патристику и схоластику?
14. В чем на ваш взгляд выразился схоластический спор об универсалиях?

Вопросы для устного опроса по теме 1.3.

1 уровень.
1. В чем состоит различие в понимании человека в философии средневековья и Возрождения?
2. В чем проявился гуманизм философии Возрождения?
3. Платонизм в философии Возрождения?
4. Что такое пантеизм?
5. У каких мыслителей Возрождения он встречается?
6. В чем состоит смысл названия эпохи - «Возрождение»?
7. О каких античных традициях идет речь?
8. Какова была механико-материалистическая картина мира в эпоху Нового времени?
9. Что такое эмпиризм?
10. Что такое рационализм?
11. Что имел в виду Ф Бэкон, говоря об «идолах» человеческого разума?
12. Что такое «вещь в себе» И. Канта?
13. Сформулируйте основные законы диалектики Г. В. Ф. Гегеля?

2 уровень.
1. Каковы взгляды на Вселенную у мыслителей Возрождения: Н. Кузанского, Н. Коперника, Дж. Бруно?
2. В чем выразились различия в подходах к познанию мира у Ф. Бэкона и Р. Декарта?
3. Поясните: что такое эмпирическая индукция и рациональная дедукция?
4. Что такое агностицизм? Кто был его представителем?
5. В чем выразился дуализм Р. Декарта?
6. Субъективный идеализм Дж. Беркли: аргументы и контраргументы.
7. Какова теория познания И. Канта?
8. Назовите основные сочинения И. Канта?
3 уровень.
1. В чем суть философских достижений эпохи Ренессанса, оказавших влияние на философию Нового времени?
2. Каковы представления о субстанции во взглядах Декарта, и Спинозы?
3. Как относились философы – просветители к религии7
4. Почему философию И. Канта называют агностической?
5. Регуляторы человеческого поведения человека в обществе согласно философии, И. Канта?
6. Что такое категорический императив и какова его роль в обществе, по мнению И. Канта?
7. Что такое Абсолютная Идея в философии Гегеля?
8. Что такое триада Гегеля?

Вопросы для устного опроса к теме 1.4.

1 уровень.
1. Каковы основные направления философии 20 в.?
2. В чем видели свою задачу представители позитивизма во главе с О. Контом?
3. Что означает «позитивная философия» и как ее понимают неопозитивисты?
4. Что такое прагматизм? В чем сущность его учения?
5. Назовите его представителей?
6. Что мы понимаем под термином «экзистенциализм»?
7. В чем разница между экзистенциализмом светским и религиозным?
8. Назовите наиболее известных представителей этих направлений?
9. Что такое психоанализ?
10. Расшифруйте понятие «бессознательного»?
11. Как соотносятся друг с другом «сознательное» и «бессознательное» по З. Фрейду?
12. В чем проявились особенности русской философии 20 в.?
13. Что означает выражение: «Москва – третий Рим»?
1. Чем классическая философия отличается от неклассической?
2. Как понимать основной принцип экзистенциализма «существование предшествует сущности»?
3. Что понимается под практикой в прагматизме?
4. Почему позитивизм, который опирается на науку и научный метод, является, тем не менее, разновидностью субъективного идеализма?
5. Является ли экзистенциализм в подлинном смысле гуманизмом?
6. Приведите периодизацию русской философии?
7. Назовите христианские идеалы, нашедшие отражение в русской религиозной философии?
8. Каковы основные черты философии русского Просвещения?
9. Назовите основные черты русской философии?
3 уровень.
1. Что означает в русской философской традиции понятие «Всеединство»?
2. Покажите различия в понимании идеи Добра во взглядах В.С. Соловьева, и Л. Н. Толстого?
3. Что такое идея всемирной любви у Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского?
4. Почему идея богочеловечества так занимала русских философов?
6. Каковы основные категории философии свободы Н. А. Бердяева?
7. Объясните смысл понятия «соборность»?

Вопросы для устного опроса к теме 2.1.
1 уровень.

1. Развитие диалектических идей в античной философии (объективная и субъективная диалектика)?
2. Борьба между номинализмом и реализмом в средневековой философии (круг проблем и основные представители)?
3. Проблема метода в философии и науке Нового Времени?
4. Теория познания Канта и ее значение?
5. Противоречие между методом и системой в философии Гегеля?
6. Интуитивизм?
7. Прагматизм?
8. Диалектика как метод философского мышления?
2 уровень.

1. Теория идей Платона и ее критика Аристотелем?
2. Теория познания Канта и ее значение?
3. Ф. Ницше - как мыслитель “переходной эпохи”, родоначальник философии жизни?
4. Социальные теории эпохи Возрождения?
5. Особенности развития античной философии в эллинистический период?
3 уровень.
1. Мифология как исторический тип мировоззрения?
2. Религия как исторический тип мировоззрения?
3. Диалектика как метод философского мышления?
4. Индивидуально-личностный смысл проблемы бытия?



Составил преподаватель _________________ /Е.И. Филиппов/
Рассмотрено на заседании ЦК ОГСЭ (4)
Протокол № 9 от «25» марта 2016г
Председатель __________________/Т.В. Федорова/