ФОРМИРОВАНИЕ
ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ДЕБАТОВ.
Филиппов Е.И.
МЦК – ЧЭМК
Минобразования Чувашии
г..Чебоксары, Российская Федерация
Глобализация превращает большинство стран в
поликультурные общества. Их развитие становится возможным только на принципах равноправия и
равноценности культур.
Вместе с тем существуют идеи изоляционизма,
национализма и культурной исключительности. Есть предположения, что в скором
будущем культурные различия могут стать главным источником вражды. Эти проблемы
касаются России – страны
многонациональной и многоконфессиональной.
Ведущей
задачей учебного процесса в является
образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к
самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов, а также
применение полученных знаний и представлений об исторически сложившихся
системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе,
участия в межкультурном взаимодействии. В связи с этим перед преподавателем
истории и обществознания стоит цель постоянной и целенаправленной работы в
данном направлении.
Поэтому на первый план в преподавании
предметов истории и обществознания должен выходить не когнитивный (знаниевый),
а личностный компонент. А формирование и воспитание толерантности является
одной из важных составляющих повседневной деятельности педагога на уроках.
Что
же такое толерантность? В Декларации принципов толерантности, утвержденной
резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, дается
следующее определение: «Толерантность означает уважение, принятие и понимание
богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов
проявлений человеческой деятельности. Ей способствуют знания, открытость,
общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в
многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая
потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным
достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
Толерантность в таком ее понимании должна
стать важным компонентом жизненной позиции личности, имеющей свои ценности и
интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением
относящейся к позициям и ценностям других людей.
Эту
работу необходимо проводить системно. Урок за уроком учитель должен доносить до
учащихся идеи терпимости, гибкости и компромисса, способности с уважением
относиться к ценностям других людей. Несомненно, уроки истории и обществознания
способствуют формированию данного качества личности, а именно дают возможность:
признавать разнообразие позиций и мнений;
воспитывать уважительное отношение к
ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других
людей;
способствовать осмыслению
социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
формировать готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания;
представлять и цивилизованно отстаивать
свою точку зрения, уважительно вести полемику.
Таким
образом, происходит понимание культурного многообразия мира, уважение к
культуре своего и других народов.
При
этом не следует забывать, что в формировании толерантности обязательно должны
присутствовать и взаимодействовать два взаимодополняющих аспекта. Во-первых,
нормативно-правовой, который определяется и устанавливается государством. А
во-вторых, этико-нормативный, который отражает не только исторически сложившиеся
системы социальных норм и ценностей, но и обращает внимание на современные
тенденции развития общества.
У формирования толерантности на уроках
истории и обществознания есть ряд особенностей. Они заключаются в следующем: в
глубоком и всестороннем овладении культурой своего народа; в формировании
представления о многообразии культур в России и мире; в воспитании позитивного
отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс всего человечества и
способствующим самореализации отдельной личности; в создании условий для
интеграции учащихся в культуру других народов; в развитии умений и навыков
продуктивного взаимодействия с носителями различных культур; в воспитании в
духе мира; в формировании осознанных позитивных ценностных ориентаций личности
по отношению к культурному наследию России; в воспитании уважения к истории и
культуре других народов; в создании мультикультурной среды как основы для
взаимодействия личности с элементами других культур; в формировании способности
учащегося к личностному культурному самоопределению.
Формирование и воспитание толерантности на
уроках истории и обществознания возможно при использовании деятельностного
(построение процесса обучения через специально организуемую деятельность
учащихся), ценностного, компетентностного подходов, а также при соблюдении
принципов уважительного отношения к личности ребенка, культуросообразности и
принципа связи формирования толерантности с жизнью.
Дебаты” – это интеллектуальная игра, в
которой две команды (утверждающая и отрицающая), обсуждая заданную тему,
сформулированную в виде утверждения, выдвигают свои аргументы и контраргументы
по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и
опыте риторики
Дебаты предполагают:
·
Активное включение ученика в поисковую
учебно-познавательную деятельность, организованную на внутренней мотивации;
·
Организацию совместной деятельности,
партнерских отношений обучающих и обучаемых, включение детей в педагогически
целесообразные воспитательные отношения в учебной деятельности;
·
Обеспечение диалогического общения
между учителем и учениками и между учащимися в процессе добывания новых знаний.
Эффективность использования дебатов в
обучении во многом зависит от осознания учителем возможности и целесообразности
их применения:
·
при изучении той и ли иной темы – не
всякая тема может быть предметом дискуссии; тема должна быть грамотно
сформулирована;
·
в том или ином классе – успех
проведения дебатов во многом зависит от доброжелательной, творческой атмосферы
на уроке; учитель должен адекватно оценивать степень подготовленности
обучающихся, необходимой для проведения разного типа дебатов;
·
дебаты могут использоваться для
обобщения, систематизации, контроля знаний, закрепления материала;
В
каждой теме по обществознанию есть вопросы самопознания и человеческих
взаимоотношений. Например: тема «Что такое общество?» раскрывает взаимосвязь
человека и общества, учит терпимости и устойчивости, способности реализовать
свои личностные позиции, поэтому у учащихся формируется представление о
терпимости как о средстве, ведущем к стабильности.
При
раскрытии данной темы на занятие особое внимание стоит уделять к подбору
количества теорий возникновения общества: две или три гипотезы будет вполне
достаточно. Следует исключить такие теории как теория насилия, теория
инопланетного происхождения и подобные. Религиозную версию рассматривать
необходимо: разрешенные религиозные организации в своей деятельности активно
затрагивают этот вопрос, а обучающиеся объект их внимания. Деструктивные
общества вовлекают в свои ряды с опровержения и подмены понятия общества.
Другой стороной определения общества является сравнение его с государством.
Например, когда мы говорим о Российской Федерации и постсоветском обществе
трудности возникают даже у специалистов,
социологов. Сложности возникают в вопросах социальной структуры общества.
Сословия. В настоящее время возрождаются традиции дореволюционной эпохи. Есть
ли какие-либо преимущества например у потомков дворян? Кто такие маргиналы и
как к ним относится? Важным представляется и правильное понимание понятие
современной элиты: элита-культурная и элита-собственническая. Миграционные
процессы в обществе в Европе вызвали глубокий кризис, а как нам относиться к
мигрантам?
Тема «Духовная сфера общества» раскрывает
духовную жизнь человека, дает представление о сознательном отношении к себе и к
окружающему миру, показывает, что людей объединяют духовные ценности, идеалы и
согласие.
Это моё мировоззрение, мой образ жизни!
Часто говорят люди. Совершать ошибку в духовной сфере значит лишать возможности
личности стать гармонично-развитой, нанести ей непоправимыый урон или нажить
себе врага на всю жизнь. Раскрытие понятий религия, мораль самая трудная задача
в курсе общественных дисциплин. Пригласить на занятие священнослужителей,
военнослужащих может способствовать лучшему усвоению материала. Но и с их
помощью не всегда можно добиться правильного результата. Например: почему
Николая II чтит РПЦ, ведь именно он
вовлек Россию в Первую мировую войну? Или как объяснить тот факт, что
Российская Федерация является светским государством, а РПЦ обладает
исторической традицией первенства? Если один человек посещает церковь, а другой
- секту, можно ли к ним относиться одинаково?
Тема «Правила и нормы поведения в обществе»
раскрывает основные регуляторы отношений между людьми, потому что во все
времена мораль, правила поведения, обычаи и традиции считаются важнейшими
факторами единения людей и способствуют формированию моральных принципов.
Правила
и нормы поведения в обществе тема, которую рассматривают во многих разделах
курса истории и обществознания. При рассмотрении по отдельности больших
сложностей, как правило, не возникает. Однако, когда начинается их рассмотрение
во взаимодействие возникают непонимания по проблемам: что важнее выполнить
религиозную норму или норму права? Особенно у тех обучающихся кто соотносит
себя с воцерковленными. Проблема молодежных субкультур: "Я не буду сидеть
с этим человеком из-за его национальности, религии , состоятельности" так
начинают говорить в учебном заведении. Столкновение интересов при
удовлетворении образовательных потребностей также нередкое явление. "Мне
это не интересно, я хочу поговорить о другой проблеме"
Столкновение
мнений по этим и многим другим проблемам на занятиях неизбежно. Когда возникают
дебаты быть толерантным трудно, но когда цель достигнута гармонизация отношений
между учащимися выходит на новый, более конструктивный уровень.
Литература.
1.
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc