ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ДЕБАТОВ.
Филиппов Е.И.
МЦК – ЧЭМК Минобразования Чувашии
г..Чебоксары,  Российская Федерация

    Глобализация превращает большинство стран в поликультурные общества. Их развитие становится возможным  только на принципах равноправия и равноценности  культур.
     Вместе с тем существуют идеи изоляционизма, национализма и культурной исключительности. Есть предположения, что в скором будущем культурные различия могут стать главным источником вражды. Эти проблемы касаются  России – страны многонациональной и многоконфессиональной.
     Ведущей задачей учебного процесса в  является образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов, а также применение полученных знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном,  полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии. В связи с этим перед преподавателем истории и обществознания стоит цель постоянной и целенаправленной работы в данном направлении.
    Поэтому на первый план в преподавании предметов истории и обществознания должен выходить не когнитивный (знаниевый), а личностный компонент. А формирование и воспитание толерантности является одной из важных составляющих повседневной деятельности педагога на уроках.
     Что же такое толерантность? В Декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, дается следующее определение: «Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой деятельности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
    Толерантность в таком ее понимании должна стать важным компонентом жизненной позиции личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
    Эту работу необходимо проводить системно. Урок за уроком учитель должен доносить до учащихся идеи терпимости, гибкости и компромисса, способности с уважением относиться к ценностям других людей. Несомненно, уроки истории и обществознания способствуют формированию данного качества личности, а именно дают возможность:
    признавать разнообразие позиций и мнений;
    воспитывать уважительное отношение к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей;
    способствовать осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
    формировать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания;
    представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения, уважительно вести полемику.
    Таким образом, происходит понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов.
    При этом не следует забывать, что в формировании толерантности обязательно должны присутствовать и взаимодействовать два взаимодополняющих аспекта. Во-первых, нормативно-правовой, который определяется и устанавливается государством. А во-вторых, этико-нормативный, который отражает не только исторически сложившиеся системы социальных норм и ценностей, но и обращает внимание на современные тенденции развития общества.
    У формирования толерантности на уроках истории и обществознания есть ряд особенностей. Они заключаются в следующем: в глубоком и всестороннем овладении культурой своего народа; в формировании представления о многообразии культур в России и мире; в воспитании позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс всего человечества и способствующим самореализации отдельной личности; в создании условий для интеграции учащихся в культуру других народов; в развитии умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур; в воспитании в духе мира; в формировании осознанных позитивных ценностных ориентаций личности по отношению к культурному наследию России; в воспитании уважения к истории и культуре других народов; в создании мультикультурной среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур; в формировании способности учащегося к личностному культурному самоопределению.
   Формирование и воспитание толерантности на уроках истории и обществознания возможно при использовании деятельностного (построение процесса обучения через специально организуемую деятельность учащихся), ценностного, компетентностного подходов, а также при соблюдении принципов уважительного отношения к личности ребенка, культуросообразности и принципа связи формирования толерантности с жизнью.
   Дебаты” – это интеллектуальная игра, в которой две команды (утверждающая и отрицающая), обсуждая заданную тему, сформулированную в виде утверждения, выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и опыте риторики

       Дебаты предполагают:
·                     Активное включение ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на внутренней мотивации;
·                     Организацию совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых, включение детей в педагогически целесообразные воспитательные отношения в учебной деятельности;
·                     Обеспечение диалогического общения между учителем и учениками и между учащимися в процессе добывания новых знаний.
  Эффективность использования дебатов в обучении во многом зависит от осознания учителем возможности и целесообразности их применения:
·                     при изучении той и ли иной темы – не всякая тема может быть предметом дискуссии; тема должна быть грамотно сформулирована;
·                     в том или ином классе – успех проведения дебатов во многом зависит от доброжелательной, творческой атмосферы на уроке; учитель должен адекватно оценивать степень подготовленности обучающихся, необходимой для проведения разного типа дебатов;
·                     дебаты могут использоваться для обобщения, систематизации, контроля знаний, закрепления материала;
 
    В каждой теме по обществознанию есть вопросы самопознания и человеческих взаимоотношений. Например: тема «Что такое общество?» раскрывает взаимосвязь человека и общества, учит терпимости и устойчивости, способности реализовать свои личностные позиции, поэтому у учащихся формируется представление о терпимости как о средстве, ведущем к стабильности. 
    При раскрытии данной темы на занятие особое внимание стоит уделять к подбору количества теорий возникновения общества: две или три гипотезы будет вполне достаточно. Следует исключить такие теории как теория насилия, теория инопланетного происхождения и подобные. Религиозную версию рассматривать необходимо: разрешенные религиозные организации в своей деятельности активно затрагивают этот вопрос, а обучающиеся объект их внимания. Деструктивные общества вовлекают в свои ряды с опровержения и подмены понятия общества. Другой стороной определения общества является сравнение его с государством. Например, когда мы говорим о Российской Федерации и постсоветском обществе трудности  возникают даже у специалистов, социологов. Сложности возникают в вопросах социальной структуры общества. Сословия. В настоящее время возрождаются традиции дореволюционной эпохи. Есть ли какие-либо преимущества например у потомков дворян? Кто такие маргиналы и как к ним относится? Важным представляется и правильное понимание понятие современной элиты: элита-культурная и элита-собственническая. Миграционные процессы в обществе в Европе вызвали глубокий кризис, а как нам относиться к мигрантам?
    Тема «Духовная сфера общества» раскрывает духовную жизнь человека, дает представление о сознательном отношении к себе и к окружающему миру, показывает, что людей объединяют духовные ценности, идеалы и согласие.
   Это моё мировоззрение, мой образ жизни! Часто говорят люди. Совершать ошибку в духовной сфере значит лишать возможности личности стать гармонично-развитой, нанести ей непоправимыый урон или нажить себе врага на всю жизнь. Раскрытие понятий религия, мораль самая трудная задача в курсе общественных дисциплин. Пригласить на занятие священнослужителей, военнослужащих может способствовать лучшему усвоению материала. Но и с их помощью не всегда можно добиться правильного результата. Например: почему Николая II чтит РПЦ,  ведь именно он вовлек Россию в Первую мировую войну? Или как объяснить тот факт, что Российская Федерация является светским государством, а РПЦ обладает исторической традицией первенства? Если один человек посещает церковь, а другой - секту, можно ли к ним относиться одинаково? 
     Тема «Правила и нормы поведения в обществе» раскрывает основные регуляторы отношений между людьми, потому что во все времена мораль, правила поведения, обычаи и традиции считаются важнейшими факторами единения людей и способствуют формированию моральных принципов.
     Правила и нормы поведения в обществе тема, которую рассматривают во многих разделах курса истории и обществознания. При рассмотрении по отдельности больших сложностей, как правило, не возникает. Однако, когда начинается их рассмотрение во взаимодействие возникают непонимания по проблемам: что важнее выполнить религиозную норму или норму права? Особенно у тех обучающихся кто соотносит себя с воцерковленными. Проблема молодежных субкультур: "Я не буду сидеть с этим человеком из-за его национальности, религии , состоятельности" так начинают говорить в учебном заведении. Столкновение интересов при удовлетворении образовательных потребностей также нередкое явление. "Мне это не интересно, я хочу поговорить о другой проблеме"
   Столкновение мнений по этим и многим другим проблемам на занятиях неизбежно. Когда возникают дебаты быть толерантным трудно, но когда цель достигнута гармонизация отношений между учащимися выходит на новый, более конструктивный уровень.

Литература.

1. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc