Августин о природе зла.
Если творец совершенен, то и творение должно быть насколько возможно совершенным. Если мир творится посредством высшей мудрости, он должен
быть устроен максимально разумно, упорядоченно,закономерно. Но человеку многое в мире представ ляется как неразумное, противное порядку, случай
ное. Чем объяснить это? Как оправдать бога за существование в мире беспорядка и зла? Этим вопросам — вопросам «богооправдания», теодицеи — Августин постоянно уделял много внимания. Он предложил два варианта теодицеи. Первый вариант —теодицея метафизическая. Хотя мир создан совер
шеннейшим творцом, он все-таки создан из ничего;отсюда его несовершенства, т. е. неполнота совершенства (см. выше). Зло и беспорядок не от бога,а от небытия: они не реальности, а недостаток реальности. Мир есть совершеннейший из всего, что может быть сотворено из ничего,— наилучший из всех возможных, но он не может претендовать на то, чтобы совершенством сравняться с творцом. В этом варианте теодицея строится на противопо ставлении творца и творения, бога и мира. Второй вариант — теодицея эстетическая — основан на противопоставлении мира и человека, совершенства мира и несовершенства человеческого восприятия. Этот вариант теодицеи был известен уже стоикам; от них он перешел к христианским апологетам и неоплатоникам; у них-то и позаимствовал его Августин. Эстетической теодицее специально посвящено Августиново сочинение «О порядке»и множество глав в других работах. По мнению Августина, человек видит в мире беспорядок, случайность и зло из-за собственной ограниченности, из-за невозможности для его конечного духа охватить целое мира. Подобно тому как нельзя судить о красоте, гармонии и смысле мозаической
картины, остановив взор только на одном ее фрагменте, получающем свое истинное значение только в единстве со всеми другими, так нельзя судить и о
лучайности и «злокачестве» частных явлений мира, не оценив их с точки зрения целого (De ord. I 1),Мы считаем случайным то, причину чего мы не знаем. На самом же деле ничего беспричинного не бывает; все охвачено порядком причинной связи (Ibid.14; 5). Этот универсальный порядок устанавливается в божественном замысле и осуществляется провидением (Ibid. I 6). Даже то, что кажется нам злом, служит этому порядку, т. е. максимальному благу целого (Ibid. 17). «Порядок есть то, посредством чего совершается все установленное богом» (Ibid. I 10). Зло было допущено богом как часть всеобщего порядка и служит украшению целого, ибо красота рождается из единства противоположностей; без контрастов добра и зла добро не имело бы своей цены.
Если творец совершенен, то и творение должно быть насколько возможно совершенным. Если мир творится посредством высшей мудрости, он должен
быть устроен максимально разумно, упорядоченно,закономерно. Но человеку многое в мире представ ляется как неразумное, противное порядку, случай
ное. Чем объяснить это? Как оправдать бога за существование в мире беспорядка и зла? Этим вопросам — вопросам «богооправдания», теодицеи — Августин постоянно уделял много внимания. Он предложил два варианта теодицеи. Первый вариант —теодицея метафизическая. Хотя мир создан совер
шеннейшим творцом, он все-таки создан из ничего;отсюда его несовершенства, т. е. неполнота совершенства (см. выше). Зло и беспорядок не от бога,а от небытия: они не реальности, а недостаток реальности. Мир есть совершеннейший из всего, что может быть сотворено из ничего,— наилучший из всех возможных, но он не может претендовать на то, чтобы совершенством сравняться с творцом. В этом варианте теодицея строится на противопо ставлении творца и творения, бога и мира. Второй вариант — теодицея эстетическая — основан на противопоставлении мира и человека, совершенства мира и несовершенства человеческого восприятия. Этот вариант теодицеи был известен уже стоикам; от них он перешел к христианским апологетам и неоплатоникам; у них-то и позаимствовал его Августин. Эстетической теодицее специально посвящено Августиново сочинение «О порядке»и множество глав в других работах. По мнению Августина, человек видит в мире беспорядок, случайность и зло из-за собственной ограниченности, из-за невозможности для его конечного духа охватить целое мира. Подобно тому как нельзя судить о красоте, гармонии и смысле мозаической
картины, остановив взор только на одном ее фрагменте, получающем свое истинное значение только в единстве со всеми другими, так нельзя судить и о
лучайности и «злокачестве» частных явлений мира, не оценив их с точки зрения целого (De ord. I 1),Мы считаем случайным то, причину чего мы не знаем. На самом же деле ничего беспричинного не бывает; все охвачено порядком причинной связи (Ibid.14; 5). Этот универсальный порядок устанавливается в божественном замысле и осуществляется провидением (Ibid. I 6). Даже то, что кажется нам злом, служит этому порядку, т. е. максимальному благу целого (Ibid. 17). «Порядок есть то, посредством чего совершается все установленное богом» (Ibid. I 10). Зло было допущено богом как часть всеобщего порядка и служит украшению целого, ибо красота рождается из единства противоположностей; без контрастов добра и зла добро не имело бы своей цены.
Задание. На основе знаний истории докажите или опровергните данную точку
зрения.