Философия и религия

                                      Августин о природе зла.
Если творец совершенен, то и творение должно быть насколько возможно совершенным. Если мир творится посредством высшей мудрости, он должен
быть устроен максимально разумно, упорядоченно,закономерно. Но человеку многое в мире представ­ ляется как неразумное, противное порядку, случай­
ное. Чем объяснить это? Как оправдать бога за существование в мире беспорядка и зла? Этим вопро­сам — вопросам «богооправдания», теодицеи — Ав­густин постоянно уделял много внимания. Он пред­ложил два варианта теодицеи. Первый вариант —теодицея метафизическая. Хотя мир создан совер­
шеннейшим творцом, он все-таки создан из ничего;отсюда его несовершенства, т. е. неполнота совер­шенства (см. выше). Зло и беспорядок не от бога,а от небытия: они не реальности, а недостаток ре­альности. Мир есть совершеннейший из всего, что может быть сотворено из ничего,— наилучший из всех возможных, но он не может претендовать на то, чтобы совершенством сравняться с творцом. В этом варианте теодицея строится на противопо­ ставлении творца и творения, бога и мира. Второй вариант — теодицея эстетическая — ос­нован на противопоставлении мира и человека, со­вершенства мира и несовершенства человеческого восприятия. Этот вариант теодицеи был известен уже стоикам; от них он перешел к христианским апологетам и неоплатоникам; у них-то и позаимст­вовал его Августин. Эстетической теодицее специаль­но посвящено Августиново сочинение «О порядке»и множество глав в других работах. По мнению Августина, человек видит в мире бес­порядок, случайность и зло из-за собственной огра­ниченности, из-за невозможности для его конечного духа охватить целое мира. Подобно тому как нельзя судить о красоте, гармонии и смысле мозаической
картины, остановив взор только на одном ее фраг­менте, получающем свое истинное значение только в единстве со всеми другими, так нельзя судить и о
лучайности и «злокачестве» частных явлений мира, не оценив их с точки зрения целого (De ord. I 1),Мы считаем случайным то, причину чего мы не зна­ем. На самом же деле ничего беспричинного не бы­вает; все охвачено порядком причинной связи (Ibid.14; 5). Этот универсальный порядок устанавливает­ся в божественном замысле и осуществляется прови­дением (Ibid. I 6). Даже то, что кажется нам злом, служит этому порядку, т. е. максимальному благу целого (Ibid. 17). «Порядок есть то, посредством че­го совершается все установленное богом» (Ibid. I 10). Зло было допущено богом как часть всеобщего порядка и служит украшению целого, ибо красота рождается из единства противоположностей; без контрастов добра и зла добро не имело бы своей цены.

 
Задание.
На основе знаний истории докажите или опровергните данную точку
зрения.