Задание
«Бытие есть,
небытия вовсе нету» (Парменид).
«Небытие
существует нисколько не менее, чем
бытие» (Аристотель).
Вопросы
Что имели в виду
древнегреческие мыслители, говоря о
бытии?
Какой смысл они
вкладывали в эти понятия и какой смысл
в них
вкладывают
современные философы?
Как соотносятся
между собой «бытие» и «небытие», «небытие»
и
«ничто», «ничто»
и «нечто»?
Задание
Специфику
русского мировоззрения С. Л. Франк
выразил так:
«Непосредственное
чувство, что мое бытие есть именно бытие,
что
оно (мое бытие)
принадлежит бытию всеобщему и укореняется
в нем
и что совершенное
жизненное содержание личности, ее
мышление …
существуют
только на этой почве, - это чувство бытия,
которое дано
нам не внешне,
а присутствует внутри нас (не становясь
тем самым
субъективным),
чувство глубинного нашего бытия, которое
одновременно
объективно, надындивидуально и
самоочевидно,
составляет суть
типичного русского онтологизма».
Вопросы
Сравните эту
точку зрения с известными западноевропейскими
взглядами на
бытие (Античность, Средневековье, Новое
время)
Установите тип
онтологии.
Выделите
отличительные особенности, достоинства.
Задание
«Лишь благодаря
условностям цивилизации неразрывная
и кровная
связь всего
человечества с остальным живым миром
забывается, и
человек пытается
рассмотреть отдельно от живого мира
бытие
цивилизованного
человечества. Но все эти попытки
искусственно и
неизбежно
разлетаются, когда мы подходим к изучению
человечества в
общей связи его со всей природой» (В. И.
Вернадский).
Вопросы
Что такое
человеческое бытие и каковы его
специфические
характеристики?
Как онтологически
ориентировано суждение русского ученого?
Каковыми, на ваш
взгляд, должны быть стратегические
установки
человечества,
стремящегося сохранить себя и мир, в
котором ему
предстоит жить?
Задание
«Покой есть
частный случай движения» (Кирхгоф).
Вопросы
Как вы это
понимаете?
Приведите
примеры.
Покажите, что
развитие материи, ее дифференциация
невозможны
без относительного
покоя и временных состояний равновесия?
Задание
Прокомментируйте
высказывание Г. Галилея: «Природа
насмехается
над решениями
и повелениями князей, императоров и
монархов и по
их требованиям
не изменила ни на йоту свои законы».
Задание
Отражение есть
всеобщее свойство материи, которое
выражается в
способности
материальных тел посредством собственных
изменений
воспроизводить
особенности взаимодействующих тел.
Вопросы
Чем отражение
отличается от простого взаимодействия
или
изменения?
Раскройте
принципиальное различие отражения в
живой и
неживой природе.
Расположите в
порядке возрастания уровня сложности
следующие
формы отражения:
раздражимость, мышление, психика,
сознание,
ощущение,
деформация.
Каковы
отличительные характеристики сознания
как высшей
формы отражения?
Задание
Поразмышляйте
над известным суждением Ф. Энгельса:
«Труд создал
человека».
Вопросы
Что такое труд?
Почему именно
он привел к возникновению человека и
его
сознания? Отчего
«труд» муравьев, бобров и др. животных
не
привел к развитию
у них этой способности?
Является ли
вообще способность изготавливать орудия
труда
главной причиной
возникновения мышления, сознания?
Какие еще есть
теории происхождения человека и его
сознания.
Задание
«Паук совершает
операции, напоминающие операции ткача,
и пчела
постройкой
восковых ячеек посрамляет некоторых
людей-
архитекторов.
Но и самый плохой архитектор от наилучшей
пчелы с
самого начала
отличается тем, что, прежде чем строить
ячейку из
воска, он уже
построил ее в своей голове. В конце
процесса труда
получается
результат, который уже в начале этого
процесса имелся в
представлении
человека, т. е. идеально». (К. Маркс).
Вопросы
Что такое
идеальное вообще? Каковы его отличительные
признаки?
На какие
сущностные черты сознания как идеального
обращает
внимание К.
Маркс?
В каких формах
существует идеальное? Приведите примеры
идеального и
попробуйте своими словами дать его
определение.
Задание
Признавая
наряду с философским возможность
естественнонаучного
подхода к мышлению, Ф. Энгельс писал:
«Мы,
несомненно,
«сведем» когда-нибудь экспериментальным
путем
мышление к
молекулярным и химическим процессам в
мозгу». И
далее вопрошал:
«Но разве этим исчерпывается сознание»?
Вопросы
В чем Ф. Энгельс
видел сущность сознания?
Против чего он
предостерегал ученых?
Назовите
сущностные характеристики мышления,
не
позволяющие
свести его к химическим и нейрофизиологическим
процессам,
происходящим в мозгу.
Задание
Прокомментируйте
и сопроводите примерами суждение В. И.
Ленина:
«Сознание
человека не только отражает объективный
мир, но и
творит его».
Задание
Опираясь на
знание истории философии, определите
какому философу - Пармениду, Дж. Беркли,
Гегелю, К. Марксу, Ж. П. Сартру - какая
трактовка бытия принадлежит:
а) бытие -
объективная реальность, независимая
от сознания человека; оно материально,
к его различным формам относятся -
неорганическая и органическая природа,
биосфера и т.д., в том числе и общественное
бытие;
б) бытие является
вечным саморазвитием и самодвижением
абсолютной идеи; инобытие идеи — природа;
понятие есть истина бытия;
в) бытие есть
сущность и существование человека; при
этом существование человека предшествует
его сущности; человек есть то, что сам
из себя делает; при этом он осужден быть
свободным;
г) быть - это быть
воспринимаемым посредством чувств;
ощущение и объект восприятия - одно и
то же;
д) бытие есть, а
небытия нет; бытие едино, неделимо,неизменно;
бытие познаваемо, а небытие непостижимо.
Задание
С XVII по XIX век
принципы ньютоновской механики лежали
в основании естественнонаучной картины
мира.
Вопросы
Что было
характерно для механической картины
мира того времени? Как виделся мир,
человек, Бог в такой картине?
Задание
Определить, к
каким философским направлениям относятся
приведенные ниже суждения о пространстве
и времени.
а. Пространство
и время – это формы бытия мирового
разума.
б. Пространство
и время – это объективные формы
существования материи.
в. Пространство
и время – это формы нашего восприятия.
г. Пространство
и время – независимые от материи
субстанции.
Задание
«Материя как
таковая, это - чистое создание мысли и
абстракция. Мы отвлекаемся от качественных
различий вещей, когда объединяем их,
как телесно существующие под понятием
материя. Материя как таковая, в отличие
от определенных, существующих материй,
не является, таким образом, чем-то
чувственно существующим. Когда
естествознание ставит себе целью
отыскать единообразную материю как
таковую и свести качественные различия
к чисто количественным различиям,
образуемым сочетанием тождественных
мельчайших частиц, то оно поступает
таким образом, как если бы оно вместо
вишен, груш, яблок желало видеть плод
как таковой, вместо кошек, собак, овец
и т. д. - млекопитающее как таковое, газ
как таковой, металл как таковой, камень
как таковой, химическое соединение как
таковое, движение как таковое...
Диалектический материализм настаивает
на приблизительном, относительном
характере всякого научного положения
о строении материи и свойствах ее, на
отсутствии абсолютных граней в природе,
на превращении движущейся материи из
одного состояния в другое» (Ленин В. И.
«Материализм и эмпириокритицизм»).
Вопросы
Объясните, почему
диалектико-материалистическое понимание
материи четко различает философскую
категорию материи и конкретные,
определенные формы ее существования.
Есть ли «материя вообще», «движение
вообще»?
Задание
«Представляя
собой, свойство высокоорганизованной
материи мозга, сознание выступает как
осознанное бытие, субъективный образ
объективного мира, субъективная
реальность, а в гносеологическом плане
- как идеальное в противоположность
материальному и в единстве с ним».
Всегда ли сознание
является осознанным бытием?
Вопросы
Откуда в сознании
возникает то, чего нет в жизни?
В чем причина
искаженного отображения мира сознанием?
Задание
К какой
разновидности идеализма можно отнести
каждое из нижеприведенных суждений?
Обоснуйте Ваш ответ.
а. Мир не существует
отдельно от нас. Его реальность зависит
от нашего сознания (Р. Тагор).
б. Великий зодчий
Вселенной все более начинает казаться
чистым математиком (Д. Джипс).
в. Я – познающее
и есть существующее; все же прочее есть
лишь познаваемое, то есть лишь мысленное,
следовательно, не существующее (Г.
Фихте).
г. Можно сказать
о всемирной истории, что она является
обнаружением духа в том виде, как он
вырабатывает себе знание о том, что он
есть в себе…
(Г. Гегель).
Задание
Составьте сопоставительную
таблицу основных способов пред-
ставления сознания в
различных видах идеализма и материализма.
Сопос-
тавление проведите по
следующим пунктам: сущность и происхождение
сознания; отношение
сознания к материи; отношение сознания
к человеку;
динамика сознания;
место и роль сознания в социальной
жизни.
Задание
Подготовьтесь к
мини-дискуссии по теме «Природа сознания:
иде-
альное или материальное»?
Разделитесь на две группы, одна из
которых
будет отстаивать правоту
идеалистического понимания сознания,
другая -
материалистического.
Продумайте аргументы в пользу защищаемой
Вами
позиции и контраргументы
для противоположного подхода.
Задание
Тем самым дух существует
как абсолютная свобода; он есть само-
сознание, которое
проникается тем, что его достоверность
себя самого
есть сущность всех
духовных масс как реального, так и
сверхчувственного
мира, или, наоборот, что
сущность и действительность есть знание
созна-
ния о себе. - Оно сознаёт
свою чистую личность в ней - всю духовную
ре-
альность, и всякая
реальность есть только духовное; мир
для него есть
просто его воля и эта
его воля есть общая воля. И притом эта
воля - не
пустая мысль о воле,
которая усматривается в молчаливом или
выражен-
ном через представительство
согласии, а реально общая воля, воля
всех
отдельных лиц как
таковых. Ибо воля есть в себе сознание
личности или
«каждого», и она должна
быть этой подлинной действительной
волей, об-
ладающей самосознанием
сущностью всех и каждой личности, так
что
каждый всегда всецело
участвует во всяком действии, и то, что
выступает
как действование целого,
есть непосредственное и сознательное
действо-
вание каждого. (Гегель,
Г.В.Ф. Феноменология духа).
Вопросы
1. Как трактует сущность
сознание Гегель? Почему такая трактовка
назы-
вается абсолютным
идеализмом?
2. Как соотносятся между
собой всеобщее сознание (дух) и индивидуаль-
ные сознания конкретных
людей?
- В чём отличие сознания и самосознания?
Задание
Мой диалектический
метод по своей основе не только отличен
от
гегелевского, но является
его прямой противоположностью. Для
Гегеля
процесс мышления,
который он превращает даже под именем
идеи в са-
мостоятельный субъект,
есть демиург действительного, которое
составля-
ет лишь его внешнее
проявление. У меня же, наоборот, идеальное
есть не
что иное, как материальное,
пересаженное в человеческую голову и
пре-
образованное в ней.
(Маркс, К. Капитал).
Вопросы
1. В чём заключается
принципиальное несогласие Маркса с
Гегелем в
трактовке сознания и
идеального? Как понимает сознание Маркс?
2. Как Марксом определяется
идеальное и его отношение к сознанию и
материи?
3. Прокомментируйте в
этой связи хрестоматийное высказывание
Маркса:
«Не сознание людей
определяет их бытие, а, наоборот, их
общественное
бытие определяет
сознание».
Задание
Под идеей я разумею
такое необходимое понятие разума, для
кото-
рого в чувствах не может
быть дан никакой адекватный предмет.
Следова-
тельно, чистые понятия
разума, о которых мы говорим, суть
трансцен-
дентальные идеи. Это
понятия чистого разума, так как в них
всякое опыт-
ное знание рассматривается
как определённое абсолютной целокупностью
условий. Они не вымышлены
произвольно, а даны природой самого
разу-
ма и потому необходимо
имеют отношение ко всему применению
рассуд-
ка. Наконец, эти понятия
трансцендентны и выходят за пределы
всякого
опыта, в котором,
следовательно, никогда не бывает
предмета, адекватно-
го трансцендентальной
идеи. <…> Можно сказать, например,
что абсо-
лютное целое всех
явлений есть только идея, так как мы
никогда не мо-
жем образно представить
это целое, и потому оно остаётся проблемой
без
всякого разрешения.
(Кант, И. Критика чистого разума).
Вопросы
1. В чём отличие кантовского
понимания идеального от марксовского?
2. Как, согласно Канту,
идеальное относится к сознанию и
материальному
миру?
3. В чём преимущества и
недостатки позиций Канта и Маркса по
сравне-
нию друг с другом?
4. Поразмышляйте над
вопросом: сознание определяется бытием
или - бы-
тие определяется
сознанием? Приведите аргументы, примеры.
Задание
Души и свободы нет,
потому что жизнь человека выражается
мус-
кульными движениями,
а мускульные движения обусловливаются
нерв-
ной деятельностью; души
и свободы нет, потому что мы в неизвестный
период времени произошли
от обезьян, - говорят, пишут и печатают
они,
вовсе и не подозревая
того, что тысячелетия тому назад всеми
религиями,
всеми мыслителями не
только признан, но никогда и не был
отрицаем тот
самый закон необходимости,
который с таким старанием они стремятся
доказать теперь
физиологией и сравнительной зоологией.
Они не видят
того, что роль естественных
наук в этом вопросе состоит только в
том,
чтобы служить орудием
для освещения одной стороны его. Ибо
то, что, с
точки зрения наблюдения,
разум и воля суть только отделения
(sécrétion)
мозга, и то, что человек,
следуя общему закону, мог развиться из
низших
животных в неизвестный
период времени, уясняет только с новой
стороны
тысячелетия тому назад
признанную всеми религиями и философскими
теориями истину о том,
что, с точки зрения разума, человек
подлежит за-
конам необходимости,
но ни на волос не подвигает разрешение
вопроса,
имеющего другую,
противоположную сторону, основанную
на сознании
свободы. (Толстой, Л.Н.
Война и мир).
Вопросы
1. Критика какого подхода
к трактовке сознания представлена в
тексте?
2. Какие аргументы
приводит автор в споре с утверждением,
что сознание -
только выделение мозга?
Предложите свои аргументы.
Задание
Прокомментируйте
высказывание Декарта: «Мыслю, следователь-
но, существую».
Вопросы
Правомерно ли
отождествлять сознание и мышление?
Для какого типа метафизики
характерно такое отождествление? Что,
кро-
ме мышления, может
включать в себя сознание? Чем отличаются
друг от
друга сознание и знание?
Задание
Прокомментируйте тезис
Локка, согласно которому сознание - чис-
тая доска. В чём отличие
данного подхода от позиции Декарта?
Задание
Прочтите притчу. Согласны
ли Вы с утверждением К.Г. Юнга, что
цель человечества -
прогресс самосознания? Почему?
— Что такое осознанность?
- Это управление своей речью, мыслями, поведением.
— Невозможно следить
сразу за всем.
— Возможно. Кто понял,
что без этого он не начнёт жить, добьётся
осоз-
нанности.
— Сколько же времени
уйдёт на достижение осознанности?
— Это зависит от твоей
жажды жизни. Когда человек хочет пить,
все его
мысли направлены на
поиск воды. Он больше ни о чём не думает.
Если ты
действительно желаешь
стать осознанным, думай только об этом.
— Если я буду думать
только об осознавании себя, я упущу
столько воз-
можностей! Так и жизнь
пройдёт мимо.
— Ты не понимаешь
одного: сейчас ты не живёшь, а спишь. Ты
видишь
сон о жизни. Осознанность
— это пробуждение. Жизнь итак уже идёт
ми-
мо тебя. Ты не в состоянии
определить, что есть жизнь, а что — сон.
— Получается, я должен
поверить тебе, что я сплю. А вдруг ты не
прав?
— Тебе не нужно верить
мне. Сначала постарайся увидеть разницу
между
нами.
— Ты такой же человек,
как и я, разве что более мудрый. Чем же
ещё мы
отличаемся?
— Ты постоянно задаёшь
вопросы, а ко мне приходишь за ответами.
— Учитель, но ведь может
быть и наоборот: ты будешь задавать
вопросы!
— У меня их нет.
— Учитель, если у тебя
нет вопросов, значит ли это, что ты знаешь
всё?
— Это означает, что
меня ничего не беспокоит.
— Тебя устраивает то,
что творится в мире?! Да это же ад!
— Меня устраивает то,
как Творец спланировал свою игру.
— Похоже, что Его план
не сработал. Здесь всё поставлено с ног
на голо-
ву!
— Ты видишь этот мир
перевёрнутым. Я же вижу его совершенным.