ФИЛОСОФИЯ  ИСТОРИИ
Задание 1.
Ни одна реальность не является более существенной для нашего
самоудостоверения (Selbstvergewisserung), чем история. Она показывает
нам самый далекий горизонт человечества, является проводником тради-
ции, содержание которой лежит в основании нашей жизни, показывает
масштаб для настоящего, освобождает от неосознанной привязанности к
собственному веку, учит видеть человека в его высочайших возможностях
и непреходящих творениях.
Нет лучшего способа использовать наше свободное время, чем быть по-
священным в величие прошлого и лицезреть непоправимость, с которой
все гибнет. То, что претерпевается нами в настоящем, мы лучше всего по-
нимаем в зеркале истории. То, что передает нам история, оживает для нас
с позиций нашего собственного времени. Наша жизнь идет вперед во вза-
имном прояснении прошлого и настоящего. (Ясперс, К. Введение в фило-
софию).

1. Как история может помочь нам понять настоящее?
2. Какие сущностные характеристики человеческого бытия обусловлива-
ют потребность в истории? Возможно ли существование человеческого
общества без истории?
3. В чём может заключаться смысл истории для отдельного человека? Как
история может способствовать обоснованию его самосознания?




















Задание 2.
Но единственною мыслью, которую привносит с собой философия,
является та простая мысль разума, что разум господствует в мире, так что,
следовательно, и всемирно-исторический процесс совершался разумно.
<…>
Итак, лишь из рассмотрения самой всемирной истории должно выяснить-
ся, что ее ход был разумен, что она являлась разумным; необходимым об-наружением мирового духа, - того духа, природа которого, правда, всегда
была одна и та же, но который проявляет эту свою единую природу в ми-
ровом наличном бытии. Как уже было сказано, таков должен быть резуль-
тат истории. <…>
Вместе с тем сама в себе свобода заключает в себе бесконечную необхо-
димость осознать именно себя и тем самым становиться действительной,
потому что по своему понятию она есть знание о себе, она является для
себя целью, и притом единственною целью духа, которую она осуществ-
ляет. Эта конечная цель есть то, к чему направлялась работа, совершав-
шаяся во всемирной истории; ради нее приносились в течение долгого
времени всевозможные жертвы на обширном алтаре земли. Одна лишь эта
конечная цель осуществляет себя, лишь она остается постоянно при изме-
нении всех событий и состояний, и она же является в них истинно дея-
тельным началом. (Гегель, Г.В.Ф. Лекции по философии истории).

1. Что является метафизическим основание истории согласно Гегелю?
В рамках какого типа метафизики представлено данное понимание исто-
рии?
2. Что представляет собой история по отношению к своему основанию?
Какова цель истории?
3. К какой модели исторического процесса можно отнести позицию авто-
ра?
4. К каким негативным последствиям социокультурного характера может
привести абсолютизация разума и универсализация целей в историческом
процессе?













Задание 3.
Но у «человечества» нет никакой цели, никакой идеи, никакого
плана, так же как нет цели у вида бабочек или орхидей. «Человечество» -
пустое слово. <…> Вместо монотонной картины линейно-образной все-
мирной истории, держаться за которую можно только закрывая глаза на
подавляющее количество противоречащих ей факторов, я вижу феномен
множества мощных культур, с первобытной силой вырастающих из недр
породившей их страны, к которой они строго привязаны на всём протяже-
нии своего существования, и каждая из них налагает на свой материал -
человечество - свою собственную форму и у каждой своя собственная
идея, собственные страсти, собственная жизнь, желания и чувствования
и, наконец, собственная смерть. Вот краски, свет, движение, каких не от-
крывал ещё ни один умственный глаз. Есть расцветающие и стареющие
культуры, народы, языки, истины, боги, страны, как есть молодые и ста-
рые дубы и пинии, цветы, ветки и листья, но нет стареющего человечества. У каждой культуры есть свои собственные возможности, выражения,
возникающие, зреющие, вянущие и никогда вновь не повторяющиеся.
Есть многочисленные, в самой своей сути друг от друга отличные, пла-
стики, живописи, математики, физики, каждая с ограниченной жизненной
длительностью, каждая замкнутая в себе, подобно тому как у каждого ви-
да растений есть свои собственные цветы и плоды, свой собственный тип
роста и смерти. Культуры эти, живые существа высшего порядка, вырас-
тают со своей возвышенной бесцельностью, подобно цветам в поле. <…>
Во всемирной истории я вижу картину вечного образования и изменения,
чудесного становления и умирания органических форм. А присяжный ис-
торик видит в ней подобие какого-то ленточного червя, неутомимо нара-
щивающего эпоху за эпохой. (Шпенглер, О. Закат Европы).

1. К какой модели исторического процесса можно отнести позицию авто-
ра? Против какой модели направлена критика?
2. В чём усматривается смысл исторического процесса? А его цель?
3. К какому типу метафизики можно отнести концепцию истории Шпенг-
лера?
4. Сопоставьте трактовку истории Шпенглера с позицией Гегеля. Выявите
принципиальные различия.

Задание 4.
Наполеон, представляющийся нам руководителем всего этого дви-
жения (как диким представлялась фигура, вырезанная на носу корабля,
силою, руководящею корабль), Наполеон во все это время своей деятель-
ности был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные
внутри кареты, воображает, что он правит. (Толстой, Л.Н. Война и мир).

Критику какой позиции в философии истории содержит данный фраг-
мент?

Задание 5.*
Прочтите следующий фрагмент из эпилога романа Л.Н. Толстого,
определите, какую позицию занимает автор:

«И как неопределимая сущность силы, двигающей небесные тела,
неопределимая сущность силы тепла, электричества, или силы химическо-
го средства, или жизненной силы составляют содержание астрономии, фи-
зики, химии, ботаники, зоологии и т. д., точно так же сущность силы сво-
боды составляет содержание истории. Но точно так же, как предмет вся-
кой науки есть проявление этой неизвестной сущности жизни, сама же эта сущность может быть только предметом метафизики, - точно так же про-
явление силы свободы людей в пространстве, времени и зависимости от
причин составляет предмет истории; сама же свобода есть предмет мета-
физики. <…> Как в вопросе астрономии тогда, как и теперь в вопросе ис-
тории, все различие воззрения основано на признании или непризнании
абсолютной единицы, служащей мерилом видимых явлений. В астроно-
мии это была неподвижность земли; в истории - это независимость лично-
сти - свобода. <…> В первом случае надо было отказаться от сознания не-
существующей неподвижности в пространстве и признать неощущаемое
нами движение; в настоящем случае - точно так же необходимо отказаться
от несуществующей свободы и признать неощущаемую нами зависи-
мость».
(Толстой, Л.Н., Война и мир).
Задание 6.
В каких значениях представлено слово «история» в следующих
словосочетаниях: влип в историю; рассказал интересную историю; исто-
рия болезни; история биологического вида; история Средних веков; со-
бытия вошли в историю; история Отечества; старая история; история
Адама и Евы; история
моей жизни. Выделите предельно общее содержание данного понятия.
Задание 7.
Какова роль интерпретации в исторических науках? Существует ли
объективная история, свободная от интерпретации?

Задание 8.
В чём отличие законов естественных наук от исторических законо-
мерностей? Какова причина этих отличий?
Задание 9.
Возьмите школьный или вузовский учебник истории (любого года
издания), выявите философские основания представления материала.
Задание 10.
Предложите различные версии определения смысла и сущности
истории в философии
а) с позиции идеализма;
б) с позиции материализма;
в) с позиции метафизики;
г) с позиции диалектики.








Задание 11.
К каким негативным последствиям для отдельного индивида и об-
щества в целом приводят волюнтаризм и фатализм? Предложите вариант
определения субъекта истории, свободный от крайностей данных пози-
ций.

Задание 12.
Сравните циклическую, линейную и синергетическую модели ис-
торического развития по следующим основаниям:
время, пространство, субъект истории, смысл истории, цель истории,
единство и многообразие исторического процесса. Результат представьте
в таблице.

Задание 13.
В чём преимущества и недостатки циклической, линейной и синер-
гетической моделей исторического процесса по сравнению друг с другом?

Задание 14.
Опишите (кратко) историю России в рамках циклической, линей-
ной и синергетической моделей исторического процесса.

Задание 15.
Опишите жизнь отдельного человека (используя материалы худо-
жественной или биографической литературы, кино) в рамках цикличе-
ской, линейной и синергетической моделей исторического процесса.